Вот ради такого будущего и надо жить! Не так давно американская компания BioViva омолодила свою 45-летнюю сотрудницу Элизабет Пэрриш на 20 лет. Нет, речь не о ботоксе и подтяжках. Этим сейчас никого не удивишь, да и жизнь это не продлевает. Они омолодили ее в буквальном, биологическом смысле слова.
Мы стареем потому, что концевые участки хромосомы, теломеры, со временем становятся короче, из-за чего организм не может обновляться. Это же является и главной причиной естественной смерти животных и человека.
Американские ученые использовали теломеразу – фермент, который достраивает укороченные теломеры. Благодаря ему стареющие клетки организма могут делиться, как молодые.
Раньше такие опыты проводились только на животных. Элизабет Пэрриш стала первым в истории человеком, которого омолодили с помощью подобной генной терапии. Анализы показывают, что ее кровь и теломеры действительно вернулись к уровню 25-летней девушки.
Конечно, нужно еще подождать и посмотреть, будут ли побочные эффекты. После инъекций стволовых клеток, также направленных на радикальное омоложение, люди нередко умирали от рака. В случае генной терапии никаких побочных эффектов пока не замечено, но и времени прошло еще мало.
Если на множестве примеров будет доказано, что методика безопасна и действительно позволяет омолаживать людей хоть до бесконечности, то не станет ли это тем самым ключом к бессмертию, который человечество искало всю свою историю?
Опросы показывают, что есть немного тех, кто ни при каких обстоятельствах не готов пройти генную терапию. Есть немного тех, кто готов пройти ее в любом случае, хоть сейчас. Большинство же людей настроены здраво и прагматично: хотят пройти, но только если окончательно выяснится, что это безопасно.
Впрочем, даже при лучшем раскладе эта методика позволит сильно отсрочить, а может, даже и предотвратить смерть людей лишь в результате старения. То есть бессмертие человека станет условным. Мол, сам собой ты, может, и не умрешь, но если будешь пить, курить, колоться, драться, работать на вредном производстве, заниматься экстремальным спортом или воевать, то никто тебе ничего не гарантирует. Кстати, это изобретение выбьет почву из-под ног у любителей фразы «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет».
Повышенно религиозные люди обязательно будут резко против. Мол, кто мы такие, чтобы вмешиваться в промысел божий? Ученые ответят, что это мракобесие, отстаньте от нас, мы двигаем науку и воплощаем в жизнь вечную мечту человечества.
Так они никогда и не сойдутся. Да это и не нужно. Кто захочет, тот закажет себе эту генную терапию, кто не захочет – не закажет. Собственно, и сейчас-то такие опыты в большинстве стран, включая Америку, находятся под запретом. Потому американские ученые омолаживали свою сотрудницу в Колумбии, где это разрешено.
Конечно, вначале эта услуга будет безумно дорогой. Потом, как и многие изобретения, подешевеет и пойдет в народ.
Какими будут последствия такого изобретения? Первое, что приходит в голову, – перенаселение планеты. Люди будут рождаться, как и раньше, а умирать – в разы реже. Приведет ли это к войнам за землю, воду, ресурсы? Теоретически это вполне возможно. На практике же может получиться так, что массово пользоваться этой услугой смогут позволить себе представители золотого миллиарда – богатых, развитых стран. А там, кроме разве что Америки, люди и так размножаются неохотно, коренное население убывает. Так что радикально снизить там смертность будет очень даже неплохо.
Приведет ли это к общественному и культурному застою? Мол, раз люди будут жить по несколько веков, новым поколениям трудно будет бороться за место под солнцем, привнося в этот мир что-то новое. Мол, все лучшие места в жизни уже будут заняты «старой гвардией», которая в нормальных условиях уходит на пенсию, а тут будет сидеть на своих местах бесконечно? Опять же это возможно. Но возможно и то, что молодежь научится конкурировать с омоложенными стариками на равных. У вторых опыт, но у первых – новые подходы, свежий взгляд на мир.
На девушек, не желающих рожать детей, перестанут давить. Мол, это твой долг, ты обязана, хватит быть пустоцветом... Скорее наоборот, давить станут на тех, кто хочет рожать детей особенно много. Как, разве ты не видишь, что людей и так девать некуда, а ты новых пачками плодишь?.. Вспомни свое женское призвание, займись, как все, наукой или бизнесом...
Есть мнение, что бессмертие или небывало долгая жизнь отобьет у людей желание активно заниматься самореализацией. Мол, зачем мне писать симфонию сейчас, если впереди еще несколько столетий, а то и вечность? Не попить ли лучше пивка с друзьями?.. Но мне кажется, что тот, кто хочет творить или вообще делать в этой жизни что-то значительное, все равно будет это делать. Просто потому, что по-другому не может. А увеличение жизни в несколько раз приведет лишь к тому, что он больше успеет.
Говорят также, что «люди перестанут ценить жизнь, ведь жизнь ценна, пока есть смерть. Это будет катастрофа». Я с этим не согласен. Жизнь ценит не тот, кто умрет, а тот, кто счастлив.
В общем, если побочных эффектов не будет, это резко перевернет всю жизнь человечества.
Представьте, что ключ к бессмертию нашли бы еще в античности и сейчас были бы живы Чаадаев, Бетховен, Моцарт, философы Древней Греции... Чаадаев наверняка выходил бы на одиночные пикеты, его бы винтили и объявляли по телевизору национал-предателем, а на культурных мероприятиях обливали зеленкой. Толстого повторно отлучили бы от церкви. Достоевского с его ранними взглядами вновь посадили бы на 10 лет. А с его поздними взглядами, напротив, оценили бы по достоинству. Победоносцева взяли бы в администрацию президента.
Чайковский, по примеру Элтона Джона, стал бы открытым геем, но, как человек осторожный, следил бы за тем, чтобы не попасть под закон. Бетховена и Моцарта позвали бы в Голливуд писать музыку к кинофильмам. Как люди небогатые, они, возможно, даже огласились бы: кушать-то хочется.
Президенты приезжали бы в Синоп навестить Диогена в бочке. Видный деятель культуры все-таки, основатель философской школы киников (циников). Впрочем, каждому вставшему у входа он говорил бы: «Не стой между мной и солнцем». Президенты потом гордо говорили бы: «О, Диоген сказал мне то же, что Александру Македонскому! Значит, он считает меня столь же великим».
Подгулявшие русские туристы на отдыхе в Греции доставали бы Архимеда постоянными вопросами типа «В чем сила, брат?» Математик Пифагор открыл бы свою линию модных брюк под брендом «Пифагоровы штаны».
А такие разговоры мы слышали бы сейчас, если бы люди с самого начала были бессмертны:
– Ну куда ты лезешь, тебе всего полтора миллиона лет, у тебя же молоко на губах не обсохло!
Или так:
– Ну на кой тебе сдалась эта девчонка в короткой маечке? Ей небось и двух миллионов лет еще не стукнуло. Посадят тебя за педофилию – будем тебе весь Кайнозой передачки носить.
Или так:
– Вот я в твои два миллиона лет уже огонь вовсю добывал, саблезубых тигров факелом отпугивал, помогал отцу мамонтов расчленять… А ты? Все не наигрался, все в своих наночипах копаешься.